«Гуманизм искусства»

Буржуазное общество

Буржуазное общество для счастья трудящегося человека не предназначено. Его социальные болезни обусловливают и болезненность человеческих душ, духовную опустошенность, разуверенность и одиночество личности. Но корпи этих явлений - в общественных отношениях, а не в каком-то «естественном несовершенстве» или в «извечной танталовой судьбе» человека. Так природу указанных процессов понимают марксизм-ленинизм и искусство социалистического реализма. В устранении причин этих процессов видят они важнейшие аспекты и реальные задачи гуманизма в современную эпоху. Тревожить совесть людей, будить их сознание - и достоинство - лишь начальный этап гуманистической деятельности. Ее завершение - в практическом осуществлении целей и задач «реального гуманизма», как называл К. Маркс гуманизм коммунистического мироустройства.

В чем же слабости, перепутья, исторические тупики абстрактного гуманизма? Обратимся к конкретным примерам.

Как жить? Что делать? Кто виноват? Куда идти? - эти вопросы, как и в произведениях классиков-реалистов XIX столетия, возникают в творчестве современных художников, ориентирующихся на абстрактно-гуманистические умонастроения. Впрочем, их постановкой суть дела чаще всего и завершается. Так, немаловажные в наше время жизненные вопросы ставит перед собой герой повести «Ирреволюция» французского писателя Паскаля Лене. У него хватило мужества признаться себе, что прожитое им - что-то похожее на постепенное умирание, на утрату чувствительности к боли. «Я не знаю, кто я, - рассуждает он. - Знаю о себе только единственное: счастье не для меня. Это я знаю точно. Я подобен тем «анархистам», о которых мои школьники говорят: окажись все по-новому, они на минуточку успокоились бы, а потом... Вот в чем моя болезнь и возможно, как говорят, «болезнь столетия»; это - ирреволюция: полное противоречивости движение, увлеченность настолько глубокой, можно сказать, тотальной тревогой и критикой, что эта тревога и критика не могут устоять перед собственной язвительностью и растворяются в кислоте самоанализа, самоуничтожаются... Революция! Только о ней я думаю. Но что это за революция? Какую революцию собираюсь я осуществить? Не знаю; поэтому и позволяю себе ничего не делать...» Вполне понятно, такого рода психологические рефлексии еще не поднимают человека до высот борцов и бойцов за социальную справедливость. Но и они могут пробуждать человеческое в человеке, активизировать критическое отношение к себе и окружающему миру и тем самым в какой-то мере способны звать личность к поискам выхода из освященного модернизмом мира агонизирующих «индивидуальностей», изуродованных буржуазным конформизмом.