«Гуманизм искусства»

Правдивое воссоздание нового человека

Верное творческим истокам социалистического реализма, марксистско-ленинским принципам классовости, партийности и народности, советское искусство достойно воплощает многогранное социалистическое созидание жизни и человека, художественно правдиво рисует героический образ нашего современника - человека новой исторической эры, личность нового типа. В эстетическом постижении духовной сложности героя оно имеет непререкаемые достижения.

Коренную нацеленность на правдивое воссоздание нового человека, принципиальную - действенную - новизну социалистического гуманизма подтверждает вся история советского искусства. Из того человеческою материала, с которым читатель встречается в первых главах «Педагогической поэмы» А. С. Макаренко и которому в эксплуататорском обществе навсегда было бы суждено остаться среди социальных отбросов, на дне общественного организма, социализм создал людей в самом высоком значении этого слова. Таким видит, так понимает, так ориентирует человека и наше искусство.

И вполне естественно, что в историю мировой цивилизации, в сокровищницу культуры XX столетия паше искусство вошло прежде всего в виде революционно-гуманистических «песен», «поэм» и «повестей» о Настоящем Человеке, Таковы песни о Соколе и Буревестнике, «Мать» М. Горького. «Человечнейшего человека» во весь голос воспел В. Маяковский в поэмах «В. И. Ленин» и «Хорошо». Это тоже все о нем, о новом человеке, об «особом подразделении» - «Чапаев» и «Щорс», «Как закалялась сталь» и «Поднятая целина», «Разлом» и «Правда», «Великий гражданин» и «Сельская учительница», «Люди из захолустья» и «Судьба», «Педагогическая поэма» и «Поэма о море», «Летят журавли» и «Солдатами не рождаются», «Сталевары» и «Семнадцать мгновений весны», межелайтисовский «Человек» и шолоховская «Судьба человека», «Твоя зоря» и «Берег». Даже пунктирно обозначенный диапазон творческих завоеваний и интересов социалистического искусства убедительно подтверждает вывод о широте, глубине, исторической конкретности и жизненной насыщенности нашего гуманизма, о новаторской сущности концепции личности, утверждаемой советской художественной культурой. «Потрясенному», «разорванному», «растерявшемуся», «безнадежному» сознанию, искусству буржуазного Запада социализм уверенно противопоставляет Человека - творца собственной судьбы, созидателя справедливой жизни.