«Гуманизм искусства»

Полная свобода выбора

«Мы живем в эпоху сексуального взрыва, - заявляет Дицман, - когда сорваны все покровы с человеческого тела и существует полная свобода выбора для задавленных прежде комплексов... А не думали ли вы, господин Никитин, что сам человек является извращением природы, не приходило ли вам в голову подобное сомнение? Кто установил, что есть нормальное и ненормальное? Неужели законодательствовал бог? А он - категория нормальная? Люди? А нормальны ли они? Что есть норма? С чьей точки зрения?.. И вы, и вся ваша литература пытаются сохранить старый миф о человеке, созданный еще романтическим Шекспиром и вашим Толстым. Тот, кто у вас называется героем в жизни и литературе, в сознании западного человека оценивается совсем иначе... Современный интеллектуальный западный персонаж, господин Никитин, это химически очищенный, оголенный субъект, который двигается, как во сие...» Что же, в последних словах Дицмана какая-то доля правды есть, горькой правды, надо сказать. Но истина принадлежит Никитину, а не Дицману.

«Мы знаем ряд истин, - говорит герой «Берега» о себе и о своих советских коллегах, - но это лишь слагаемые одной и главной. Мы не знаем конечную сумму истин. В противном случае - если бы мы все знали о человеке - не было бы никакого смысла писать книги, заниматься наукой и вести дискуссии, как мы ведем с вами... Человек - такая же тайна, как мироздание... Человек на земле - не случайность. Это, как известно, частица природы, познающая самое себя... Социализм - это познание с ожиданием радости. Освобождение из плена страха. Познание истинной свободы... Социализм - это постижение наивысшей свободы человеком... Я верю в революцию и диктатуру пролетариата, потому что новая общественная формация - познание человечеством самого себя... Главная истина впереди... коммунизм... Но и за этой высокой формой познания путь к истине не обрывается».

Всей своей историей, своим прошлым и днем сегодняшним искусство социалистического реализма убеждает, что его благороднейшей целью, его наивысшим смыслом остается борьба за свободного и счастливого человека, за создание условий жизни, в которых наиболее полно выявляются его способности и таланты.

Мерило жизни - личность, богатства ее ума и сердца, глубина ее гражданских качеств. Из этого исходило, исходит и исходить будет наше искусство. Этим порождены его воспламеняющий сердца миллионов пафос и неподдельный оптимизм. На этом всегда надежном фундаменте базируется действительный гуманизм художественного творчества социалистической цивилизации.