«Памятники архитектуры»

Декларативное признание за произведениями искусства прошлого

Признание актом закона за архитектурными памятниками прошлых веков их важного художественного значения возвестило наступление новой эпохи в реставрации памятников архитектуры, так как тот вид реставрационных работ, который мы выше обозначили термином «обновление», должен был теперь, естественно, исключаться из практики реставрации.

Еще в эпоху Возрождения, когда признание художественной ценности в произведениях искусства прошлых веков стало своеобразным девизом эпохи, естественно стали возникать различные, иногда достаточно крупные, коллекции произведений искусства своеобразные музеи, каким была, например, коллекция Лоренцо Медичи Великолепного. Декларативное признание за произведениями искусства прошлого художественной ценности, имеющей значение и для современного общества, выраженное в декретах французского революционного правительства, имело аналогичные последствия и в конце XVIII начале XIX в.

В сентябре 1793 г. декретом Национального конвента был открыт первый общедоступный художественный музей - Лувр. Вслед за этим музейное дело стало быстро развиваться во всех европейских странах.

Это привело к дальнейшему существенному изменению отношения общества к произведениям искусства прошлых веков. Попадая в музей, эти произведения искусства много, разумеется, теряли, так как они вырывались из той естественной для них среды, для которой они были в свое время созданы (так, например, готическая статуя, снятая со стены собора, воспринимается в музее иначе, так как разрушается дополнительный эффект, обусловленный синтезом искусств).