«Памятники архитектуры»

Стадии сентиментализма

В Англии в тех же 40-х годах Лэнгли издает свою «Готическую архитектуру, улучшенную согласно правилам и пропорциональным построениям во многих хороших проектах», а спустя десять лет Хафпенни еще более энергично предлагает строить различные здания в стиле готики в своем труде «Сельская архитектура в готическом вкусе».

Таким образом, довольно быстро преодолев возникший в эпоху Возрождения всепоглощающий интерес к античному искусству Италии, но продолжая, вместе с тем, преклоняться перед ним, народы других европейских стран стали все более и более интересоваться национальным искусством прошлых веков своей страны, подражая ему в своих новых постройках. Выдающийся английский архитектор XVIII в. Уильям Кент уже в 30-х годах использует в своих постройках особенности средневековой архитектуры Англии: в Эшер Плейс, Сёрри (1730 г.), в Хэмптон-Корт, Сёрри (1732 г.), где он достроил восточную сторону двора, как и в отделках некоторых интерьеров, например в перегородке Уэстминстерского зала и т. д. Известный английский писатель того времени Гораций Уолполь строит в то же время в своем поместье Строоберри Хил «Готический замок» (1749 г.).

В знаменитых английских «пейзажных» парках, «изобретенных» Уильямом Кентом, уже помещают тогда готические «руины» и китайские пагоды. В сущности и сами пейзажные парки с их резким, подчеркнутым контрастом классически-строгой, сдержанной архитектуры основной группы построек и «нетронутой» природы самого парка являлись уже предвозвестниками романтизма в архитектуре, во всяком случае его начальной стадии сентиментализма.