«Памятники архитектуры»

Заслуги романтизма

Одной из основных исторических заслуг романтизма была активная и достаточно широкая постановка вопросов народности в искусстве. Романтизм в период своего расцвета, в XIX в., выдвинул и в значительной мере разрешил одну из важных задач изучения и публикации национального наследия народного искусства европейских стран. Из сказанною выше очевидно, что и самое возникновение романтизма, как определенного течения в искусстве Европы XVIII-XIX вв., было тесно связано с обращением к национальному народному искусству каждой из европейских стран, связано с исследованием и изучением этого народного искусства, в известной мере, с подражанием ему в новых постройках.

Первые единичные проявления романтизма не только в архитектуре, но и в других видах искусства обычно отмечают именно в XVIII в. и поэмах Оссиана, в полотнах Гойи, Прюдона, в некоторых портретах Ж. Л. Давида и т. д.

Вместе с тем и первые единичные восстановления архитектурных памятников в духе романтизма тоже относятся к XVIII в. В отличие от упомянутых во введении отдельных работ XV-XVII вв., при которых уже учитывалось художественное значение древних памятников архитектуры, но которые своей основной целью имели все же лишь ремонт, техническое укрепление или восстановление здания, эти первые «романтические» реставрации ставили своей основной целью восстановление своеобразно понятого первоначального художественного образа реставрируемого объекта. Одной из первых таких работ можно считать восстановление Игнатием Нейманом западной башни Майнцского собора (XI-XIII вв.), который сгорел в 1779 г. Оно было проведено с явным стремлением архитектора воспроизвести как бы самый дух древних архитектурных форм собора, с его романскими деталями, но в очень своеобразном собственном истолковании.