«Памятники архитектуры»

Архитекторы середины XIX в.

Этот доклад положил основу дальнейшему и быстрому развитию французской системы защиты наследия национального искусства. И хотя первые государственные ассигнования на реставрацию были отпущены во Франции для консервации преимущественно римских памятников на территории страны в Ниме, Оранже, Арле, забота о подлинно национальном наследии искусства скоро стала преобладать в деятельности французской Генеральной инспекции, как она доминировала и в деятельности аналогичных государственных и общественных организаций других европейских стран в середине и во второй половине XIX в.

Таким образом, в самых общих вопросах охраны и поддержания архитектурных памятников развитие романтизма сыграло большую и бесспорно положительную роль, привлекая к ним общественное внимание, возбуждая в народных массах любовь и уважение к сокровищам национальной культуры, содействуя возникновению и развитию государственной и общественной защиты этих сокровищ.

Архитекторы середины XIX в. в своей практической деятельности были охвачены идеями романтизма в такой же мере, как и творческие работники других видов искусства. Архитекторы с увлечением строили «готические» замки и соборы там, где требовался всего лишь усадебный дом или приходская церковь. Широкая публика отдавала им должное почти в такой же мере, как литераторам-романтикам при чтении увлекательных романов Вальтера Скотта и Виктора Гюго или художникам-романтикам при созерцании исполненных драматизма исторических картин Поля Делароша или других живописцев этой эпохи. Романтические тенденции в архитектуре охватили все европейские страны, получив свое достаточно ясное выражение и в русском зодчестве, где мы видим появление целых «готических» ансамблей, подобных усадьбе Марфино под Москвой (30-е годы XIX в.) и т. п.