«Памятники архитектуры»

Этап романтизма

Широко распространившееся влияние романтизма объясняет, почему архитекторы-реставраторы Франции, России и других стран так часто сбивались в XIX в. на путь произвольных домыслов в восстановлении древних зданий. В своих ошибках искусство реставраторов XIX в. следовало за общим развитием искусства того времени.

Как уже говорилось во введении, реставрация древних зданий до XIX в. имела своей целью восстановление, как правило, лишь мемориального их значения. Другие стороны общественного значения памятников архитектуры не принимались тогда в расчет. Даже художественная ценность древних зданий обычно игнорировалась вследствие недостаточной развитости художественного вкуса широких масс.

Этап романтизма был данью, которую возрожденная в XIX в. на новых основах реставрация древних зданий уплатила расширившемуся пониманию общественного значения памятников архитектуры, включавшему теперь помимо мемориальной также и художественную их ценность. Весь XIX век, при общем взгляде на него, прошел в области реставрации древних зданий под лозунгом восстановления преимущественно художественного значения архитектурных памятников, как это определилось еще в конце XVIII в., например в упомянутой выше реставрации Майнцского собора. Вследствие этого реставрации XIX в. можно назвать условно «художественными реставрациями» по характеру стремлений реставраторов того времени, но не по достигнутым результатам, которые, к сожалению, в большинстве своем были неудовлетворительными.