«Памятники архитектуры»

Первое течение в реставрационной практике XIX в.

Таким образом, для всего первого периода развития современной реставрации (с начала XIX в. до первых десятилетий XX в.) можно ввести условный термин - «период художественных реставраций», который в наше время воспринимается несколько иронически.

Первая фаза этого периода «художественных реставраций» целиком относится ко времени господства романтизма в европейском искусстве. Поэтому этот первый этап или первое течение в реставрационной практике XIX в. может быть названо этапом романтизма. Период романтизма был характерен все еще значительной ролью мемориального компонента в общественном значении архитектурных памятников. Восстановление художественных особенностей здания должно было тогда лишь усилить мемориальную его ценность. В то же время вторая фаза «художественных реставраций»-со второй половины XIX в. сделала восстановление художественных особенностей зданий самоцелью, о чем речь будет впереди.

Мы здесь не будем говорить о работах первой половины XIX в. (также стимулированных развитием романтизма) по завершению длительного, иногда простиравшегося много столетий, процесса возведения величественных зданий готических соборов. Достройки, например, Кёльнского (XIII, XIV, XV, XVI, первая половина XIX - вторая половина XIX в.) или Миланского соборов (начата в 1386 г., закончена в XIX в.) по характеру их основной цели и общей направленности относятся не к реставрациям, а к строительным работам вообще. Мы же касаемся здесь лишь чисто реставрационной практики.