«Памятники архитектуры»

Средневековые соборы Англии

Уже с конца XVIII в. широкую реставрационную деятельность развил в Англии типичный архитектор-романтик Джемс Уайет. Его реставрационные работы в Солсберийском соборе вызвали беспокойство в широких кругах английской научной общественности. За этим последовали столь же смелые реставрационные работы в соборе Дерхэма и в других средневековых постройках Англии, за которые Уайет получил впоследствии прозвище «разрушителя». Интересно отметить, что при некоторых реставрационных работах «романтического» толка в Англии начала XIX в. древние здания просто разбирались, чтобы уступить место новым постройкам, готический стиль которых реставраторы в таких случаях, как правило, «значительно улучшали».

В середине XIX в. более крупный архитектор, знаменитый английский реставратор Джильберт Скотт в сущности продолжал «романтические» методы восстановления и реставрации древних зданий, произвольно дополняя и «улучшая» средневековые соборы Англии (собор в Эли и др.), что также вызвало упреки научной общественности страны. В связи со всем этим интересно проследить взаимный обмен памфлетами Д. Скотта и его противников. С решительным протестом против подобного рода реставраций выступил уже в середине XIX в. известный английский искусствовед Джон Рёскин.

Интересным примером реставрации «романтического» толка в Англии явились работы на церкви аббатства Сент Олбэнс (Херфордшир), XII-XIV вв. В середине XIX в. ее западный фасад, отчасти недостроенный, а отчасти разрушенный, выглядел, бесспорно, очень скромно. При этом в нем сочетались особенности разных периодов строительства здания.