«Памятники архитектуры»

Романтический этап реставрации архитектурных памятников

Аббатство было связано с определенными, достаточно важными историческими событиями данной местности, т. е. имело конкретное мемориальное значение. Местные власти считали облик церкви аббатства не соответствующим, в ее поврежденном виде, общей общественно-исторической ценности здания и, чтобы усилить ее мемориальное значение, решили предпринять реставрацию. Вначале реставрация была поручена Джильберту Скотту, однако он скоро умер. Работы закончил, как это нередко бывало в реставрациях «романтического» толка, человек не имевший специального образования (Гримторп), который на месте древнего и подлинного фасада церкви, сколь ни был он плох, построил совершенно новый фасад в «значительно улучшенном» стиле. Этот новый фасад, однако, никого не может обмануть и во всех своих особенностях и деталях выдает себя как типичный продукт романтизма XIX в. Таких примеров можно было бы привести не мало.

Во Франции романтический этап реставрации архитектурных памятников тоже проявился достаточно ярко. Здесь практиковались «реставрационные» приемы, при которых древнее архитектурное сооружение разбиралось до основания, а затем возводилось снова в «улучшенном» древнем стиле. Такая участь постигла, например, собор в Лизье. Подобным же образом был «отреставрирован» Палэ де Жюстис в Руане и другие здания. И в этом, втором случае, несмотря на проявленную все же значительную тщательность и аккуратность в работе и несомненную сдержанность в стремлении «улучшить» стиль древней постройки, на месте подлинного прекрасного памятника архитектуры получилась мертвая бездушная его копия типичный продукт XIX в.