«Памятники архитектуры»

Документы истории материальной культуры народа

Будучи сохраненными, эти ничтожные следы и детали, если и не играют какой-либо роли в общем художественном облике архитектурного памятника, то во всяком случае рассказывают об особенностях строительных приемов и творческих методов соответствующей эпохи и дают в руки реставратора неоценимые документальные данные для восстановления зданий, а в руки археолога - подлинные вещественные документы истории материальной культуры народа. Но что можно сказать о полной перестройке архитектурного памятника, пусть даже «с сохранением его первоначального вида», не говоря уже о различных «улучшениях» его?

Во Франции того периода также широко практиковались произвольные, порой фантастические достройки и различные «улучшения» древних архитектурных памятников в романтическом духе. Примером такой «романтической» реставрации явилась надстройка новых крыш над портиком церкви XI в. в Урселе (департамент Эсн). Это сильно раздражающее добавление, совершенно искажавшее общий характер простоты, присущей зданиям романского периода, было удалено при вторичной реставрации в начале XX в. Существенную роль в неудачах такого рода играло, разумеется, не только стремление свободно фантазировать в различных достройках и надстройках, на древних архитектурных монументах, но порой просто недостаточная еще осведомленность о подлинных особенностях древней архитектуры соответствующего периода.

В 1811 г. Наполеон отпустил средства для восстановления церкви аббатства Сен Дени в Париже. Это аббатство привлекало к себе всеобщее внимание живописностью своих руинированных памятников XIII- XIV вв.