«Памятники архитектуры»

Направления французской архитектуры

Оно вызвало даже романтические строки у известного в свое время писателя А. Коцебу в его «Воспоминаниях о Париже». Расположение аббатства в столице Франции, как и другие соображения, придавали особую ответственность работам по намечавшейся реставрации. Она была поручена одному из выдающихся архитекторов того времени главе официального направления французской архитектуры той поры - Франсуа Дебрэ. Все же и этот выдающийся мастер оказался недостаточно знакомым с деталями, формами и самой спецификой архитектуры периода, к которому относилась церковь аббатства, и выполненные им работы были явной неудачей. Не говоря уже о чисто технических промахах (архитектор не учел здесь особенностей древних конструкций и степень их изношенности, что привело к обрушению в процессе реставрации отдельных частей здания), Дебрэ исказил в процессе работ древние черты церкви, обскоблил ее со всех сторон для придания ей «блестящего» вида, а части, которые не поддавались полировке, покрыл цементом, который тогда только входил в употребление. Церковь аббатства приобрела жесткость и сухость построек XIX в., а во многих своих деталях произвольно-фантастический, романтический характер. После этого базилика подвергалась многим попыткам реставраторов вернуть ей первоначальные особенности и характерные древние черты. Но после такой «реставрации» спасти памятник было уже невозможно.

Столь же раздражающими, как и в портике церкви в Урселе, оказались произвольные добавления реставратора (Брюнетт) к церкви XII в. Сен Реми в Реймсе, где была достроена галерея верхнего яруса, фантастичный в своем рисунке щипец и т. п.