«Памятники архитектуры»

Десятинная церковь

Одной из характерных реставраций такого рода в Италии, правда уже значительно более сдержанной и ориентированной на более обоснованные и точные аналогии, что, впрочем, не делает ее менее сухой и безжизненной, явилась достройка незаконченного в свое время западного фасада церкви Санта Кроче во Флоренции, произведенная Мутасом в середине XIX в.

В России реставрационные работы по укреплению пришедших в ветхость архитектурных памятников проводились уже давно. Реставрации, ставившие своей целью восстановление художественного значения древнего здания, могут быть отмечены в нашей стране только с начала XIX в. При этом на первом этапе этапе романтизма восстановление художественного значения памятника архитектуры и в нашей стране было не основной целью, а лишь средством усиления мемориального и общественно-культурного значения здания.

Чрезвычайно своеобразным примером таких реставраций «романтического» толка в России явилось «восстановление» Десятинной церкви в городе Киеве.

Десятинная церковь считалась одним из значительных в художественном отношении зданий Киева и имела немалое архитектурное и общественно-культурное значение. Она была своеобразным символом расцвета древнерусской культуры и искусства (заложена в 989 г.). В 1240 г. церковь разрушили татаро-монгольские орды. В 1635 г. она была восстановлена Петром Могилой. Восстановление это - типичный пример реставраций того времени, когда учитывалось лишь историко-мемориальное значение памятника. П. Могила, сохранив уцелевшие части древней постройки, сделал пристройку к ним в стиле своего времени и снова превратил сооружение в действующую церковь.