«Памятники архитектуры»

Здания древней типографии XVII в.

Что же касается отмеченного выше смешения в проекте деталей и форм разных периодов развития древнерусской архитектуры, то, во-первых, такое свободное истолкование древних художественных особенностей реставрируемого архитектурного памятника было характерным для метода «романтических» реставраций во всех европейских странах даже в середине XIX в. (реставрация Десятинной церкви была начата в 1828 г.), а во-вторых, в то время особенности древнерусской архитектуры еще не были достаточно хорошо изучены. В частности, представление об эволюции луковичной формы церковных глав начало складываться только в 80-х годах прошлого века.

В сущности почти такую же, свободно трактованную перекомпоновку древних форм реставрируемого памятника архитектуры использовал при реставрации здания древней типографии XVII в. Государева Печатного двора на Никольской улице в Москве архитектор Мироновский (1820 г.). Фактически им было заново построено, взамен разобранного, здание в псевдоготическом стиле, в котором приблизительно использовались общие особенности древней постройки и было сделано довольно свободное подражание ее древним украшениям на белокаменных колоннах.

Присущий, как указывалось выше, реставрационным работам эпохи романтизма прием разборки реставрируемого здания и возведения его вновь в «улучшенном» виде использовался в России и в последующие годы. Даже в 60-х годах XIX в. мы встречаемся с такого рода «реставрацией» в Рождественском монастыре в городе Владимире, где обветшавший собор XII в. был разобран до основания и затем сложен вновь «в прежнем виде», с тем, однако, «улучшением», что в нем были устранены угловые лестничные башни, которые были сочтены пристроенными к собору позднее, так как были возведены в XII в. не из белого камня, как весь собор, а из кирпича.