«Памятники архитектуры»

Метод компиляции

Коль скоро такая задача была подавлена все средства стали хороши. Вместе с тем недостаточное на период развитие искусствоведения, в том числе и истории архитектуру и кроме того, и отсутствие ясного представления о существе и принципах научного исследования, которое могло бы дать в руки ректора данные из самой натуры - все это невольно толкало архитектура, восстанавливавшего здание, на путь совершенно произвольной композиций. Основным методом реставрации архитектурных монументальной эпохи романтизма стал метод компиляции.

Метод стал широко распространенным в ту эпоху отчасти и потому, что и в архитектурной практике архитекторы-романтики не создавали собственного стиля, а подражали архитектурным стилям прошлых веков. Но если в других видах архитектурной деятельности компиляция могла снизить качество архитектурного произведения, но не наносила ему смертельного удара, то в реставрации архитектурных памятников она, как правило, полностью уничтожала их подлинные древние черты. Недаром поэтому известный английский искусствовед того времени Джон Рёскин выступил с заявлением, многим казавшимся совершенно парадоксальным: «Реставрация есть наиболее полный вид разрушения, которое здание может претерпеть».

Из всех приведенных выше наиболее значительных реставрационных работ эпохи романтизма мы могли бы выделить, с известными оговорками, лишь две: реставрацию Никольской башни московского кремля и реставрацию фасада церкви Санта Кроче во Флоренции.