«Памятники архитектуры»

Реставрация Никольской башни московского Кремля

Реставрация Никольской башни московского Кремля в общем удовлетворяет зрителя. Она стоит на полпути между архитектурным творчеством и собственно реставрацией. При всей недопустимости такого подхода к реставрации вообще в данном случае он был применен с успехом, потому что Никольская башня являлась лишь частью очень большого ансамбля, и если ей не было возвращено ее собственное художественное и историческое значение, то восстановление ее с соблюдением общего характера кремлевских построек значительно улучшило восприятие кремлевского ансамбля в целом. Выполненная корректно, без стремления выделиться, но со стремлением, наоборот, подчинить возведенное сооружение общему ансамблю, эта реставрация играла роль того своеобразного «нейтрального фона», создание которого является существенной особенностью уже современных научных методов реставрации.

Реставрацию фасада церкви Санта Кроче во Флоренции можно выделить тоже потому, что и она не относится целиком к реставрациям «романтического» толка, но стоит на полпути между ними и реставрациями следующего периода - периода стилизаций. При всех недостатках реставраций этапа стилизаций они все же были значительно более совершенными, чем романтические реставрации начала XIX в. В частности, в реставрации фасада церкви Санте Кроче мы не встречаем уже совершенно произвольной компиляции из разных эпох и стилей. Архитектор Мутас детально исследовал архитектурные формы эпохи и заимствовал их отчасти из сохранившихся деталей самой реставрируемой церкви, отчасти из фасадов других зданий Флоренции соответствовавшего периода.

При всем бесспорно отрицательном значении практики реставрационных работ этапа романтизма объективно он был полезен - он был необходим как начало пути прогресса и развития подлинно научных методов реставрации.