«Памятники архитектуры»

Период «художественных реставраций»

Таким образом, здесь в самой идее предлагаемой реставрации полностью отсутствовало представление о какой-либо художественной, исторической или археологической ценности подлинных частей древнего архитектурного памятника, в лучшем случае, учитывалось лишь мемориальное значение всего сооружения в целом. Конечно, для 20-30-х годов XIX в. взгляды, выраженные в указанной докладной записке, являются крайне отсталыми, но все же такие существовали, их приходилось оспаривать, с ними приходилось бороться, и вдохновенные компиляции реставраторов эпохи романтизма выполнили эту задачу. Они пробили брешь в стене скудоумия и невежества и показали, что при должной заботе об архитектурных памятниках прошлых веков они могут быть интересными, могут привлекать внимание самых широких слоев народа, могут быть ими любимы и почитаемы. В этом была огромная заслуга реставраторов-романтиков, которую мы никогда не перестанем ценить.

Период «художественных реставраций» не закончился на этапе романтизма. На смену романтизму пришел второй, заключительный этап стилизаций, который имел свой основной метод и свои приемы реставрации памятников архитектуры.

Этап стилизаций существенно отличался от романтических реставраций прежде всего тем, что восстановление первоначальных художественных особенностей архитектурных памятников во второй половине XIX в. стало уже не средством усиления их мемориального значения, а главной целью реставрационных работ.