«Памятники архитектуры»

Развитие естественных наук во второй половине XIX в.

Оставаясь в рамках общего направления «художественной» реставрации, ориентируясь при восстановлении древних зданий на художественное значение памятников архитектуры, стилизация шла, вместе с тем, от чисто интеллектуальных, логических построений.

Общее развитие естественных наук во второй половине XIX в., успехи использованного в них сравнительного метода исследований привлекли внимание искусствоведов. Они по примеру этих наук пытались создать историю искусства без художников и имен, которая оперировала бы лишь понятиями стиля и раскрывала общую картину естественного и непроизвольного процесса развития художественных явлений. Вопросы стиля приобрели главенствующее значение.

Начало этому движению положил Готфрид Земпер (1803-1879 гг.) своей брошюрой «О четырех элементах архитектуры» (1850 г.), развитой им позднее в капитальный труд «Стиль в технике и тектонических искусствах» (1860-1863 гг.).

Новые идеи нашли свое отражение и в среде реставраторов. Они выразились в стремлении добиваться, во что бы то ни стало, единства и чистоты стиля в реставрируемом здании, откуда и произошел термин «пуризм», нередко применявшийся для обозначения этого направления. Лозунгом «стилистов» стало: «Мелочи, частности не имеют значения. Стиль - единственное, что ценно в произведениях искусства, в архитектурных памятниках!». Существенно еще раз подчеркнуть, что для «стилистов» во второй половине XIX в. «архитектурный памятник» и «произведение искусства» в области архитектуры являлись понятиями вполне равнозначными.