«Памятники архитектуры»

Опасение западного фасада собора

Виолле ле Дюк создал во Франции целую школу реставраторов, к которой могут быть отнесены его ученики: Бесвильвальд, Формиге, Гу, Лэсне, Соважо и т. д. Его последователями были сотрудники и многие современники, разделявшие его взгляды на методику реставрации, например Лассю, Абади, Брюйер, Милле и др. Вместе с тем многие архитекторы, которые не принадлежали к школе и, может быть, сознательно не разделяли концепцию «стилистов», в своей практике реставрации все же невольно следовали укоренившимся в эпоху стилистических реставраций методам.

В этом отношении очень интересна нашумевшая реставрация собора в городе Руане. Реставрация была поручена архитектору Алавуану.

Желая обеспечить прочность внушавшего опасение западного фасада собора, Алавуан подпер его контрфорсами, однако принял меры, чтобы их подделать под стиль собора. Вместе с тем было принято решение восстановить шпиль собора, возведенный в XV в. из дерева, но уничтоженный пожаром.

Алавуан принял обычное для эпохи стилистических реставраций решение. Он спроектировал, на основе ознакомления со стилем собора, новый шпиль, разумеется, ничего общего с прежним шпилем не имеющий, тем более что он решил сделать его даже не из камня, а из чугуна. Чугун входил тогда в широкое употребление в строительстве, благодаря его относительной стойкости к коррозии и дешевизне отливок, которыми предполагалось заменить резные каменные детали. Алавуан сам был среди пропагандистов нового материала: «Если необходимо, говорил он, имитировать стиль произведения, которое хотят реставрировать, нет другого столь подходящего материала, удовлетворяющего одновременно и конструктивным требованиям.