«Памятники архитектуры»

Аналогичная «стилистическая реставрация»

Подобным же образом поступил упоминавшийся нами архитектор Абади в церкви Сент Круа в Бордо, фасад которой остался незаконченным. Абади, не очень смущаясь, достроил к фасаду церкви одну башню, в которой, правда, повторил архитектурные форумы существующей. Одновременно он прибавил вверху фасада декоративную арку со скульптурой, расчленил шипец произвольными членениями и добавил сбоку еще маленькую башенку, большую стрельчатую нишу перенес не задумываясь немного левее и снабдил ее скульптурой, а из центра верхней части фасада устранил готическую розу, нарушавшую пресловутое «единство стиля». В соборе Нотр-Дам ле Гранд в Пуатье Абади точно так же устранил из центра фасада интересные, скульптурно обработанные ниши с балдахинами готического периода, «нарушавшие единство стиля», дополнил аркатурный карниз и внес другие изменения.
Аналогичная «стилистическая реставрация» была проведена в соборе города Лиона, где для «улучшения стиля» надстроили крутую кровлю центрального нефа, а алтарную часть почти целиком перестроили, а также в церкви Сент Фуа в Конке и т. п.

Очень часто реставраторы-«стилисты» не ограничивались устранением отдельных деталей с фасадов древних памятников. Порой они, преследуя соображения «единства и чистоты стиля», устраняли целые фасады или крупные их части. В качестве характерного примера можно назвать реставрацию Констаном Дюфо церкви Сен Лоран в Париже, относящейся к XV в., фасад которой, бесспорно обладавший определенными достоинствами, был сооружен в XVII в. Дюфо, ничуть не смущаясь, разрушил этот фасад и выстроил вместо него новый, который, по его суждению, восстанавливал тот фасад, который должен был быть выстроен при здании первоначально.