«Памятники архитектуры»

Замок графов Сфорца

Все приведенные выше примеры были взяты из французской практики, чтобы показать, как зародилось и развивалось во Франции это новое направление архитектурной реставрации, отцом которого, как мы уже указывали, справедливо считают Виолле ле Дюка. Однако, разумеется, новое направление в реставрационной практике не ограничилось пределами только одной страны. Не только благодаря влиянию и советам Виолле ле Дюка, которые он давал в своих письмах и при посещении других стран, но и путем взаимного общения архитекторов эти новые идеи быстро распространились в других европейских странах. Это происходило тем более легко, что «стилисты», в сущности, не очень далеко ушли от предшествовавшего им романтизма.

В Италии стилизаторство распространилось почти так же широко, как и во Франции. В некоторых случаях оно оказало влияние на облик целых городов, как это было, например, в Милане, где перестроили не только замок графов Сфорца, но и ряд церквей и других сооружений.

Замок графов Сфорца представлял большой интерес и относительно хорошо сохранился. Произведенная «стилистическая реставрация» (1893-1905 гг.) навсегда скрыла от взоров зрителей сохранившиеся части древнего замка, предложив взамен модель в натуральную величину типичного крепостного сооружения средневековой Италии.

Еще более смелой оказалась реставрация Тичинских ворот Милана. Они, разумеется, в течение своей многовековой жизни были довольно сильно изменены. Однако еще сильней изменила их произведенная в 1861 г. стилистическая реставрация, при которой иной облик получила не только башня. К сооружению были пристроены другие части, и оно в целом изменило свой первоначальный характер.