«Памятники архитектуры»

Понимания архитектурных форм

На место произвольных компиляций стали исследование и подбор аналогий, на место свободного творчества- холодное, рассудочное проектирование и мелочное подражание архитектурным формам и элементам конкретного исторического стиля. Вспомним приведенное выше письмо Виолле ле Дюка к архитектору Клотцу, где он подчеркивает необходимость внимательного изучения прошлого, освоения особенностей исторических стилей архитектуры, не только понимания архитектурных форм, но и их обоснования и т. д.

Основным методом «стилистов» в реставрации архитектурных памятников был синтетический метод. Он заключался в целостном восстановлении архитектурного памятника в его законченном виде и в определенном конкретном стиле. Поэтому синтетический метод реставрации иногда называют методом целостной реставрации.

Синтетический метод, в отличие от метода компиляции, предполагает наличие предварительного исследования архитектурного памятника, изучение архитектурного стиля «оптимальной» в художественном отношении эпохи», раскрытие закономерностей первоначального замысла зодчего, определившего характерные особенности реставрируемого здания, и, наконец, использование аналогий в качестве средства восстановления утраченных или даже не возведенных ранее частей здания. Широкое использование аналогий является характерной и неизбежной особенностью применения синтетического метода реставрации. При всей, казалось бы, оправданности использования аналогий для восстановления древнего здания этот реставрационный прием таил в себе и существенные отрицательные стороны, так как неизбежно обезличивал памятник, превращая его из оригинального архитектурного произведения в типичное и шаблонное.