«Памятники архитектуры»

Слова Родэна

Еще резче высказался Огюст Родэн. При посещении Реймского собора он заметил: «Я здесь более неприятно поражен деятельностью реставраторов, чем где бы то ни было. Все реставрации ничто иное, как копии! Вот почему они должны быть безоговорочно осуждены. Потому что нельзя ничего копировать, кроме природы. Копирование произведения искусства запрещено самими основами искусства. И реставрационные формы всегда и вялые и жесткие в одно и то же время. Вы их всегда узнаете по этому признаку... Кроме того, реставрации вводят в заблуждение... Эффект архитектурного памятника нарушается; чтобы его восстановить, нужен большой опыт, широкий кругозор, знание столетий... О, я вас умоляю во имя наших предков и ради наших детей, не разрушайте больше ничего и не реставрируйте.».

Хотя открытие художественного значения древних зданий послужило основой широкой общественной и государственной заботы о них в европейских странах, признание этого художественного значения единственной основой общественной ценности архитектурных памятников, как это было в XIX в., обусловило, как показано, все ошибки периода «художественных реставраций», в его обоих этапах - романтизма и стилизма и привело в конечном счете к уничтожению самого художественного значения многих произведений архитектуры прошлых веков.

Слова Родэна были направлены против всяких «художественных» реставраций и были вполне оправданы. Именно такими гневными выступлениями были, наконец, расшатаны и подорваны устои и принципы «художественных реставраций» и был расчищен путь новым, действительно научным методам реставрационных работ.