«Памятники архитектуры»

Формирование теоретических основ реставрации памятников

«Каждое здание, говорит он, и каждая часть здания должны реставрироваться в присущем им стиле, не только в его внешнем выражении, но и в особенностях его структуры. Есть мало зданий, какой бы период средневековья мы ни взяли, которые были бы построены сразу или, даже если это и произошло, которые не подверглись бы значительным изменениям благодаря ли добавлениям, или перестройкам, или частичным переделкам. Однако является существенным: перед какими бы то ни было работами по реставрации точно установить дату и особенности каждой части здания и составить их подробный реестр, основанный на достоверных документах, будут ли это письменные свидетельства или графические изображения... Нужно действовать так, как поступает хирург ловкий и опытный, который не касается ни одного из органов прежде, чем он полностью не узнает особенности его функций... Лучше воздержаться, чем действовать на авось. Лучше оставить больного умирать, чем убить его...» и т. д. Эти принципы Виолле ле Дюк стремился применять и на практике. Так, в одном из писем к Мериме он говорил о своем предварительном исследовании церкви в Боне: «Я висел вверху восемь дней и нет ни одного камня, которого бы я не знал на всех четырех фасадах».

Таким образом, Виолле ле Дюк ввел в теорию реставрации как одну из дисциплин научное исследование архитектурного памятника. В наше время такое исследование проводится уже археологическими методами и тесно связывается с предварительным подбором письменных и архивных материалов и исчерпывающей иконографии реставрируемого объекта. За последние десятилетия такое исследование древних зданий все больше превращается в самостоятельную ветвь археологии, привлекая к этой тематике значительное число археологов, иногда всецело посвящающих себя изучению и описанию архитектурных памятников прошлого.