«Памятники архитектуры»

Реставрации здания в Шампани или в Бургундии

Виолле ле Дюк, кроме того, обратил внимание на недопустимость производства реставрационных работ без тщательного изучения реставратором истории архитектуры соответствующего периода. При этом он требовал изучения ее не в общих чертах, а путем подробного ознакомления с особенностями каждой местной школы определенного периода и стиля.

«... Каждая провинция обладает своим собственным стилем, собственной школой, общие принципы и практические навыки которой необходимо знать. Данные, полученные из архитектурного памятника Иль-де-Франс, не могут быть использованы для реставрации здания в Шампани или в Бургундии. Это различие в школах сохраняется довольно долго; оно проявляется следуя законам, которые не отличаются регулярностью. Так, например, если искусство XIV в. в Нормандии, в области нижней Сены, сближается во многом с искусством области Иль-де-Франс той же эпохи, нормандский ренессанс существенно разнится от ренессанса Парижа и его окрестностей. В некоторых южных провинциях так называемая готическая архитектура всегда была явлением привнесенным, однако готическое здание в Клермоне, например, могло быть заимствовано из одной школы и в ту же эпоху, постройка из Каркассона могла быть заимствована из другой. Архитектор, которому поручена реставрация, должен, однако, точно знать не только стили, относящиеся к каждому периоду искусства, но также особенности каждой школы. Такие различия, однако, наблюдаются не только в средние века. То же явление можно отметить в памятниках архитектуры греческой и римской античности. Памятники римской архитектуры эпохи Атонинов, которые покрывают юг Франции, отличаются во многих отношениях от архитектурных монументов самого Рима той же эпохи. Римские постройки восточных берегов Адриатики нельзя смешивать с римскими постройками центральной Италии, римских провинций или Сирии»... и т. д.