«Памятники архитектуры»

Сторонники археологического метода реставрации

По вопросу о наслоениях он заявляет: «Часто архитектурные памятники или их части, относящиеся к определенной эпохе и к определенной школе, подвергались различным вычинкам и притом мастерами, которые происходили не из той провинции, где находится архитектурный памятник. Это вызывает значительные затруднения. Если речь идет о том, чтобы реставрировать и первоначальные части здания и части, измененные позднее, то следует ли брать в расчет и последние и воспроизводить, таким образом, единство искаженного стиля, или нужно точно восстанавливать все, со всеми позднейшими изменениями. Очевидно, что безоговорочное следование по любому из этих двух путей будет опасным и что необходимо, напротив, не принимая ни один из этих принципов за абсолютный, действовать сообразно частным обстоятельствам... Есть столько же опасностей при точном воспроизведении во время реставрации того, что было найдено в натуре, как и при попытках заменить позднейшие детали теми, которые существовали первоначально. В первом случае, при самых благих намерениях, искренняя непосредственность художника может привести к самым серьезным ошибкам, так сказать, освещая позднейшее добавление; во втором случае, замена первоначальной деталью детали, существующей в натуре, которая признана позднейшей, также приводит к исчезновению следов какой-то переделки, причина которой, если бы она была известна, позволила бы, возможно, выявить особенности какого-то оригинального замысла...».

Таким образом, Виолле ле Дюк не отстаивает здесь со всей непреклонностью основной принцип «стилистов» - «единство стиля». Вместе с тем ему, очевидно, совершенно непонятны те установки, с которыми несколько позднее выступили сторонники археологического метода реставрации. Он предоставляет решение вопроса о наслоениях полному произволу реставратора, предлагая ему действовать «сообразно частным обстоятельствам». К чему такая концепция приводила на практике, мы видели из всего, что сделали реставраторы-«стилисты», как и из практической деятельности самого Виолле ле Дюка.