«Памятники архитектуры»

Деталь средневековой архитектуры

По вопросу об аналогиях Виолле ле Дюк также высказывает в указанной статье несколько в общем ценных замечаний: «Архитектор, которому поручена реставрация, должен глубоко осознать особенности стиля реставрируемого им памятника, говорит он. Пинакль XIII в., скопированный со здания того же времени, станет дисгармонирующим пятном, если вы его перенесете на другое здание. Или профиль, взятый с маленького здания, решили перенести на большое. Это опять-таки грубая ошибка - считать, что деталь средневековой архитектуры может быть произвольно увеличена или уменьшена. В этой архитектуре всякий элемент взят в масштабе здания, для которого он создан... Мы не перестанем без конца повторять, что памятники средневековья созданы со знанием дела, их организм очень деликатный. В них нет ничего лишнего, ничего ненужного; если вы измените одно из составляющих этого организма, вы измените все остальное...». И эта проблема только поставлена, но не решена!

При бесспорной ценности таких наставлений, адресованных начинающим реставраторам и заставляющих их углубленно и вдумчиво подходить к решению каждой конкретной задачи (что после «свободы творчества» реставраторов-романтиков было уже значительным шагом вперед), в них все же несомненен в значительной мере отвлеченный подход к поставленным вопросам. Эта схоластичность сказывается прежде всего в том, что во всех высказываниях отсутствует самое необходимое- ссылка на недопустимость восстановления каких бы то ни было частей здания, к какому бы веку они не относились, без бесспорных документальных доказательств, полученных или на основании изучения реставрируемого здания, или, в крайнем случае, из неопровержимых исторических источников.