«Памятники архитектуры»

Методики проведения реставрационных работ

На таких же принципиально верных позициях Мериме стоял и в вопросе о докомпоновках при производстве реставрационных работ. Когда, с одной стороны, Виолле ле Дюк, а с другой - Арвэ представили проекты и внесли предложение о докомпоновке на башнях собора Парижской богоматери высоких шпилей, спроектированных по аналогии с другими соборами средневековья, Мериме заявил протест: «Изменить башни Нотр-Дам - это значило бы изменить облик Парижа...», сказал он. Проекты были отклонены.

Различные ученые, архитекторы, художники и в других странах выступали с подобными заявлениями. Однако основные положения научного подхода к реставрации удалось с известной степенью определенности сформулировать только уже на рубеже XX в.

С критикой реставрационной практики «стилистов» и предложениями, значительной своей частью вошедшими в современную теорию реставрации, выступил на VI конгрессе архитекторов и инженеров Италии известный итальянский архитектор К. Бойто. Выработанная этим съездом (составленная К. Бойто) резолюция стала в результате «Великой хартией» итальянских реставраторов, лежащей в основе принятой сейчас в Италии методики проведения реставрационных работ.

Сходным по характеру было выступление в 1884 г. на Конгрессе в защиту произведений искусства в Париже профессора Геймюллера, результатом которого и в этом случае было принятие важной резолюции. Ее рекомендации и поныне применяются в реставрационных работах в Швейцарии.

В России научно обоснованный подход к реставрации памятников сформулировал академик Г. И. Котов в своем выступлении на I съезде русских зодчих.