«Памятники архитектуры»

Проект на суд специалистов

Второй вариант возникает, по мнению Бюльса, когда имеются лишь натурные остатки. Этот более сложный случай требует наличия у реставратора вкуса, таланта и больших знаний. Архитектор не должен колебаться, говорит Бюльс, представить свой проект на суд специалистов. И, во всяком случае, повторяет он вслед за Дидроном, лучше ремонтировать, чем реставрировать, и лучше реставрировать, чем восстанавливать, а еще лучше воздержаться от выполнения работ, чем создавать новодел.

В третьем же варианте, когда нет ни документов, ни достаточных данных в натуре, Бюльс считает всякую реставрацию лишь пародией, подделкой.

В памятниках третьей группы (памятники реставрированные или дополненные в ином стиле) Бюльс снова различает два случая: когда памятник первоначально обладал единством стиля и когда памятник всегда был лишен такого единства.

«Наши современники, - говорит Бюльс, - часто считают позднейшую меблировку в памятниках архитектуры, статуи и отделку XVI- XVIII вв., портящими памятник. Однако лучше не будем доверять нашим современным вкусам и эстетическим теориям и сохраним для наших потомков наследство, которое мы получили от наших предков. Когда же позднейшие наслоения действительно лишены ценности, то и в этом случае будем помнить, что время рано или поздно уничтожит этот наносный слой. Предоставим ему этим заниматься, а при случае - поможем ему в этом потихоньку».

Относя эти указания преимущественно к памятникам готического и романского стиля, Бюльс здесь впервые стремится уточнить методику реставрации в зависимости от стиля памятника.