«Памятники архитектуры»

Положительная функция эксплуатационной ценности

Возможность возникновения, например, «отрицательной художественной ценности» данного произведения искусства в тот или иной исторический период ставит вообще под сомнение правомерность какого бы то ни было использования этих особенностей здания для оценки общественного значения его как памятника архитектуры. Неизбежная смена художественных вкусов различных исторических периодов могла бы в итоге привести к последовательному уничтожению, в результате воздействия отрицательной функции относительной художественной ценности, всех памятников архитектуры, всех стилей и художественных направлений. Примеры не только попыток (как это указывалось при рассмотрении намерения Виолле ле Дюка устранить из собора Парижской богоматери хоров XVII в.), но и прямого уничтожения замечательных произведений искусства XVI-XVII вв. при «стилистических» реставрациях XIX в., весь опыт периода «художественных» реставраций доказывают, сколь опасной может быть ориентация при производстве реставрационных работ на «относительную художественную ценность» памятника искусства.

Важнейшей, существенной особенностью памятника архитектуры является его историческая ценность. Автор введения к австрийскому закону утверждает, что по современным воззрениям каждый вид человеческой деятельности и мастерства человека, который оставил какие-либо следы своего проявления, может, без всякого исключения, претендовать на признание его исторической ценности и что, следовательно, каждый памятник искусства, без исключений, является памятником историческим он представляет определенную ступень развития изобразительного искусства.