«Памятники архитектуры»

Классификация австрийского закона

Подобно тому как на недавно построенном здании нас раздражают признаки повреждения его (преждевременные разрушения), точно так же, утверждает автор введения к австрийскому закону, в древнем здании нас раздражают всякие новые вставки (бросающиеся в глаза следы реставрации). Поэтому следует избегать произвольного и слишком энергичного вмешательства в судьбу древнего произведения. Не может быть терпимо ни добавление к памятнику, ни восстановление уничтоженного, ни удаление того, что в свое время было добавлено к памятнику, хотя бы это добавление и искажало памятник. Всячески должна сохраняться «патина времени».

По отношению к руинам автор введения к австрийскому закону замечает, что если памятник все больше теряет свои первоначальные части и воздействие его уменьшается, то зато оставшиеся элементы вызывают у зрителя более сильную эмоциональную реакцию, и в итоге создаваемое им эстетическое впечатление, его «ценность древности» может даже повыситься.

Вместе с тем «чувство древности» не допускает никакого слишком быстрого и внезапного, необычного разрушения памятника, в том числе под воздействием атмосферных влияний, ибо этим нарушается ощущение равномерности борьбы произведения человеческого гения со слепыми силами природы. В этом случае функция «ценности древности» требует вмешательства и проведения возможных укрепительных или даже восстановительных работ.

Классификация австрийского закона, несомненно, более стройна, чем классификация Бюльса. Кроме того, что особенно важно, она основана на анализе важнейших, существенных особенностей памятника - на рассмотрении его общественного значения.