«Памятники архитектуры»

Случаи эстетического значения и воздействия памятника

Вместе с тем и она не лишена серьезных недостатков. Мы не будем здесь касаться уже отмеченных выше. Одним из коренных упущений классификации аспектов нашего отношения к памятникам архитектуры в этом введении является то, что автором его учтены лишь эстетические категории, лишь возможные случаи эстетического значения и воздействия памятника. Даже эксплуатационная ценность здания им рассмотрена в основном лишь в ее эстетическом значении и понимании.

Является очевидным, однако, что общественное значение памятника не может быть ограничено лишь кругом эстетических представлений и понятий. Памятник архитектуры, например, начинают эксплуатировать обычно и даже чаще всего не потому, что его пустынные неиспользованные залы могут производить удручающее впечатление на зрителей, а потому что возникает необходимость в соответствующей полезной площади или хотя бы из хозяйственных расчетов, чтобы облегчить финансовое бремя его поддержания и т. п.

Точно так же историческая ценность памятника архитектуры не может быть ограничена лишь тем, что памятник вызывает у нас романтические настроения, образы и представления, не может быть ограничена лишь его ролью воплощенного напоминания о каком-либо периоде или эпохе. Эта историческая ценность основана еще и на чисто научном значении памятника, на его значении вещественного и очень точного документа не только времени его возникновения, но и многих последующих, прошедших с того времени периодов. Таким образом, и памятники последней категории, которые представлены в австрийском законе как имеющие эстетическую и в известной мере условную «ценность древности», по существу могут быть не менее, а иногда и значительно более ценными историческими документами, чем памятники, отнесенные Риглем к категории имеющих «историческую ценность».