«Памятники архитектуры»

Итальянская школа реставрации

Кроме того, и что очень важно, классификация австрийского закона, хотя и поставила рассмотрение вопроса на верную основу (каковы бы ни были отдельные недостатки этой работы), но не закончила его разрешения.

В этом, очевидно, приходится винить преждевременную смерть ее автора, который умер, спустя всего лишь два года, после представления указанного закона на рассмотрение, не получив возможности практически использовать для проверки своих тезисов и преимуществ своей должности главного хранителя памятников искусства и старины Австрийской империи. Ригль лишь указал в своем введении к закону, что в отдельных случаях мы встречаем в памятниках взаимопроникновение элементов, характеризующих разные аспекты их общественной ценности. Эти элементы (например, «ценность новизны», «ценность древности» и т. п.) могут быть противоречивы. Чтобы руководствоваться при выборе метода реставрации классификацией, предложенной австрийским законом, требуется ее дальнейшая и более детальная разработка.

Итальянская школа реставрации, в лице профессора Джованнони, также сделала попытку произвести определенную классификацию реставрационных случаев. В то время как в Бельгии стремились различить определенные группы памятников, а в Австрии установить возможные цели реставрации, в Италии попытались классифицировать различные приемы реставрации, как бы считая их равноценными или, во всяком случае, равновозможными. При этом после соответствующей характеристики их особенностей реставратору представлялась возможность выбора приема, наиболее подходящего для конкретного случая, с которым ему пришлось столкнуться.