«Памятники архитектуры»

Раскрытие памятника архитектуры

2. Ремонтно-реставрационные работы используются для окончательного приведения здания в порядок, поскольку это необходимо. Сущность таких работ сводится к тому, говорит Джованнони, что реставратор выявляет массу без подражания древней форме в том, что последняя имеет наиболее индивидуального. Такие работы проводятся лишь в частях, где есть уверенность, что восстанавливаются подлинно древние элементы и на их бесспорно первоначальных местах. Выполненные при этом элементы по форме и материалу должны иметь вид новых, но отнюдь не подделываться под древние. Пример таких работ Джованнони видит, например, в реставрации Эрехтейона на афинском акрополе.

Вместе с тем Джованнони считает возможным в качестве исключения использовать и копию древнего элемента в тех случаях, когда особенности произведения искусства пострадали бы от нового пятна. При этом копия должна быть верной и точной и на ней должен быть знак, исключающий обман для того, кто подошел бы к памятнику с целью исследования.

В тех случаях, когда какой-либо элемент не имеет существенного значения, но необходим конструктивно или для связи, то он докомпоновывается. При этом он должен быть из простого материала и с грубой поверхностью, чтобы выделить части, основанные на гипотезах или аналогиях.

При ремонтно-реставрационных работах иногда возникает необходимость снятия с места и замены тех или иных декоративных элементов и деталей ввиду опасности их полного разрушения. Здесь важно, говорит Джованнони, прибегать к такой замене лишь тогда, когда это безусловно необходимо. О такой замене должно делать всегда и заранее широкое оповещение.

Следует стремиться, настаивает Джованнони, снятые элементы и детали не удалять от памятника. Как положительный пример он приводит снятые капители с верхней галереи Дворца дожей в Венеции, которые хранятся на виду у публики, в соседней галерее.