«Памятники архитектуры»

Исследования памятника архитектуры

Следовательно, заранее должны быть произведены соответствующие исследования памятника архитектуры. Во-вторых, необходимо, чтобы такие восполнения имели небольшой объем. Восстанавливаемые же при этом элементы должны быть сдержанными и строгими, с простой окраской, простым орнаментом, так как они вносятся в тело памятника как своеобразный фон, подчеркивающий подлинные, древние сохранившиеся элементы.

Джованнони указывает, что существует три основных метода проведения такого рода работ: восстановление элементов, особенности которых точно определены достоверными остатками; восстановление, основанное на предположениях, подкрепляемых свидетельствами документов или следами на самом здании; наконец, третий метод восстановление на основе логических заключений и аналогий. При этом замечает Джованнони, между первым и последним методами лежит глубокая пропасть.

Джованнони упоминает о третьем методе, как о равно возможном, что в тот период еще недавнего господства «художественных» реставраций было понятно. Он, однако, тут же вскрывает недостаток этого метода. «До какой степени такая подделка, говорит он, которую любая тщательность и любая осторожность не лишает этого ее свойства, может быть оправдана и приемлема? До какой же точки идея гармонии и равновесия памятника, интересам которых отвечают такие дополнения..., еще способна противостоять отсутствию в них подлинности, а часто и характеристики?».

Джованнони не мог дать ответа на эти им же поставленные вопросы. Ответ на них дала история дальнейшего развития реставрационного дела как в самой Италии, так и в других странах. Этим ответом явилось всеобщее осуждение метода компиляции, как и использования аналогий, и исключение их из практики реставрации памятников архитектуры, отказ вообще от «художественных» реставраций, для которых указанные приемы и методы были основными.