«Памятники архитектуры»

Доказательства произведенной реставрации

Когда же памятник полностью разрушился, как, например, колокольня собора Св. Марка в Венеции, если доводы в пользу его восстановления достаточно серьезны, как в данном примере, точная передача древней формы, хотя и не восстанавливает погибший памятник архитектуры как таковой, однако пробуждает воспоминания о прежней славе и утверждает непрерывность жизни города, где стоял данный памятник архитектуры.

Свой анализ Джованнони заключает словами: «Искусство реставратора не создано для полетов. Оно состоит из наблюдений, терпеливой и молчаливой работы, из аналитического и детального исследования и систематизации, скромного самоотречения, которое толкает реставратора к тому, чтобы посвятить себя реставрации целиком, чтобы рассматривать свою работу как работу для памятника, а не для реставратора. При этом реставратор должен быть и художником, и ученым, и опытным конструктором, а вместе с тем и хорошим организатором целого цеха мастеров и опытных производителей работ».

Самый процесс реставрации должен состоять, по мнению Джованнони, из описания и исследования памятника архитектуры (его художественных особенностей и исторических данных), из разработки детального технического проекта, наконец, из постоянного наблюдения за работами так, чтобы ни один факт не ускользнул от исследователя, чтобы велась документация работ с фотографиями и методологическим отчетом.

Все части и элементы, говорит Джованнони, которые снимаются и заменяются, должны сохраняться в хорошо организованном хранилище, своеобразном музее данного памятника архитектуры, который концентрировал бы доказательства произведенной реставрации.