«Памятники архитектуры»

Известный немецкий историк архитектуры

П. П. Покрышкин призывает также к крайней осторожности при раскрытии памятников архитектуры: «Не надо забывать, говорит он, что в большинстве наслоения бывают интересными и должны быть охраняемы. Уничтожение их может быть допустимо только в тех крайних случаях, когда они непоправимо вредят памятнику в техническом, научном или художественном отношении».

Призывы покончить с «реставрацией» памятников архитектуры в прежнем понимании этого термина звучат в конце XIX - начале XX в. со всех сторон.

Известный немецкий историк архитектуры, профессор Альберт Ха-упт пишет в своей статье о восстановлении древних церквей: «Новое понятие реставрации памятников искусства, повсеместно признанное и рекомендуемое, гласит: каждое произведение искусства должно поддерживаться в том виде, до которого оно развилось и выросло с течением времени».

Подобным же образом другой немецкий историк искусства, профессор Корнелиус Гурлитт, в своей книге «Об архитектуре» пишет: «Теперь не ищут более в средневековом здании «идеального» искусства, но лишь характерного для страны, времени и поставленной цели и требуют от архитекторов, чтобы реставрированное здание не было выражением намерений первоначального архитектора, но произведением, которое во всех своих частях представляло бы достижения различных периодов и каждого из них в его своеобразии». И дальше: «Историческая ценность (здания) заключается не в формах стиля какого-то наиболее древнего периода, но в наличии и в различимой последовательности признаков возможно большего количества и возможно более длительных периодов. Здание не будет вызывать у нас почтение, если оно именно так выглядит, как его создали некогда, несколько столетий назад это может быть, чаще всего, также хорошо показано и с помощью новой постройки но лишь если история внесла свои отметины в него».