«Памятники архитектуры»

Джованнони и Гурлитт

Дидрон, Бойто, Джованнони, Гурлитт, Покрышкин ввели в научную методику реставрации принцип выделения вновь вносимых в процессе работ элементов путем специальных клейм или путем изменения цвета, фактуры или характера обработки детали.

Джованнони и Гурлитт ввели в научную методику реставрации принцип наименьшего изменения архитектурного памятника в процессе реставрационных работ, в его общей форме сформулированный еще Дидроном и поддержанный Бюльсом.

Бюльс внес в теорию реставрации имеющее определенное значение представление о разделении всех архитектурных памятников на «живые», т. е. используемые, и «мертвые», т. е. руинированные. Он выдвинул также требование о сохранении на реставрируемом здании «патины времени», что явилось одним из важнейших принципов, обусловливавших методические указания и других ученых.

Здесь нет возможности приводить высказывания и методические указания, изложенные в многочисленных других трудах различных ученых: Германа Мутезиуса, Хагера, Пауля Клемена, Георга Дехио, Дорп-фельда и др.

Существенно лишь отметить значительное, если не полное единодушие, проявленное к началу XX в. различными учеными в решении сложнейших, основных вопросов научной теории реставрации, а в особенности по самому главному вопросу - об общей направленности реставрационных работ.

Когда Ригль с полной ясностью показал невозможность руководствоваться при реставрации какими-либо художественными вкусами и неопровержимо доказал, что основа общественной ценности архитектурных памятников лежит в их исторической ценности - общепризнанное в начале XX в. положение, - естественно закончился период «художественных» реставраций.