«Памятники архитектуры»

Открытие в 1738-1765 гг.

В дополнение к бытовавшему в древности представлению о мемориальной ценности различных древних зданий и сооружений эпоха Возрождения, а вслед за тем и романтизм XVIII-XIX вв. добавили еще и представление о художественной ценности, которую такие древние здания могут иметь для последующих поколений.

Вместе с экономическим развитием общества, вместе с изменением его культуры менялось и отношение к архитектурным памятникам, менялось представление об их художественной ценности.

Сначала увлекались классической древностью архитектурой древнего Рима, которую, как предмет столь же сильного увлечения, сменила архитектура античной Греции. Затем значительная дань внимания была отдана древнему Египту, наконец, средневековью. И если в эпоху классицизма произведения средневековой архитектуры третировались как варварские, то в период увлечения средневековой готикой начали третироваться как чуждые духу народа и чрезмерно рациональные уже памятники классической древности. Однако и сами памятники средневековья испытали на себе в течение XIX в. смену вкусов развивающегося общества. Сначала превозносилась поздняя готика XV в. Затем строгость архитектурных решений XIII-XIV вв. пленила воображение архитекторов, а архитектура XV в. стала третироваться как упадочная и т. д.

Уже давно, вместе с тем, возникло, хотя и не ясное вначале, представление о других сторонах общественной ценности архитектурных памятников.

Открытие в 1738-1765 гг. Геркуланума и Помпей дало новый и мощный стимул для развития археологии, которая в XIX в. становится очень, значительной отраслью гуманитарных наук.