«Памятники архитектуры»

Общекультурное значение развития музейного дела

После знаменитого труда Винкельмана «История искусства древности», вышедшего в свет в 1764 г., быстрыми шагами начинает развиваться и искусствоведение, ставшее затем самостоятельной отраслью исторических наук. Архитектурные памятники явились для обеих этих наук и предметом изучения и источником знаний.

Многостороннее общественное значение памятников архитектуры было впервые выражено с достаточной точностью и широтой понимания вопроса в декретах Национального конвента во время французской революции конца XVIII в. В декрете от 24 октября 1793 г. архитектурные памятники названы «памятниками искусств, истории и науки». Здесь, таким образом, учитывалось общественное значение памятников архитектуры во всей его многосторонности: мемориальное, историческое, историко-художественное, археологическое и собственно художественное.

Общекультурное значение развития музейного дела дополнилось в XIX в. его специфическим значением для охраны и реставрации памятников архитектуры. В музеях, которые, вслед за музеем Ленуара, стали посвящаться показу фрагментов архитектуры, например в музее отеля Клюни, а затем и в музее французской архитектуры, открытом по инициативе Виолле ле Дюка в 1879 г., как и в подобных учреждениях других европейских стран, посетители воспринимали экспонированные фрагменты, а следовательно, уже и самые архитектурные монументы не в одном лишь их художественном значении, но и в их историческом (немемориальном), историко-художественном и археологическом значении. Впрочем, этот процесс постепенного внедрения в сознание общества всей многогранности общественной ценности древних зданий происходил постепенно, крайне медленно.