«Памятники архитектуры»

Реставрационные работы

На основе сказанного становится понятным, почему к началу XX в. целью реставрации становится не какое-либо восстановление или восполнение художественного облика здания, но лишь укрепление его, поддержание в устойчивом состоянии на возможно более длительный срок и, наконец, при возможности выявление в здании его скрытых художественных или конструктивных элементов, имеющих историко-художественное, историко-архитектурное или археологическое значение.

В этих новых условиях реставраторы не отвергли методических указаний Виолле ле Дюка на необходимость предшествующего реставрации тщательного изучения истории архитектуры соответствующего периода, стиля и школы, как по возможности и индивидуальной манеры строившего здание, хотя бы и неизвестного, зодчего. Не отвергая и даже, в известной мере, усиливая этот его тезис, реставраторы, вместе с тем, направляют теперь все внимание на обусловленное основным тезисом Виолле ле Дюка тщательное и всестороннее натурное исследование здания. Обусловленные этим научным принципом мероприятия реставраторы начала XX в. превращают из элемента подготовки реставратора к намечаемым на здании работам в основную и, в сущности, окончательную цель таких работ.

Реставрационные работы, таким образом, из средства выявления или даже дополнения первоначального художественного образа архитектурного памятника, из средства восстановления его во всех присущих ему художественных особенностях были постепенно превращены тогда в средство исследования памятника при одновременном укреплении его устойчивости и прочности.