«Памятники архитектуры»

Последователи археологического метода

Архитектор становится теперь археологом. Он исследует здание археологическими методами. Он вскрывает поздние наслоения там, где есть возможность открыть что-либо ценное и, наоборот, без колебаний оставляет такие, даже утилитарного значения, наслоения, где нет оснований предполагать наличие частей, ценных в художественном, историческом или археологическом отношении. Он ни мало не заботится при этом о каком-либо единстве стиля или об общем впечатлении от архитектурного памятника, как это еще два десятилетия назад делали поклонники «художественных» реставраций - «стилисты». Недаром Корнелиус Гурлитт, некоторые высказывания которого мы цитировали в предыдущей главе, замечает, что мы находим истинное единство в здании, сохраняющем наслоения разных стилей. Это единство заключается, говорит он, в единстве основной побуждающей цели, которая выразилась в различных формах, как одна и та же мелодия может быть выражена в симфоническом звучании различных тональностей.

По окончании исследования здания архитектор совсем, как это сделал бы археолог, закрывает часть произведенных им зондажей, раскрытий или шурфов и оставляет открытой другую их часть, где были выявлены какие-либо интересные архитектурные элементы. При этом часто он допускает даже большее смешение стилей и форм, чем это было до начала реставрационных работ.

Последователи археологического метода стремились по возможности ничего не менять в реставрируемом здании и не касаться тех его частей, которые этого не требовали по мотивам укрепления технической устойчивости или прочности здания и где проведение исследования не было обязательным.