«Памятники архитектуры»

Сторонники эмпирического метода реставрации

Сторонники эмпирического метода реставрации уже учитывали художественное значение архитектурных памятников. Однако при восстановлении «первоначальных» художественных особенностей древних зданий они либо производили обычный ремонт, заменяя утраченные детали обезличенными ремонтными формами, как, например, при реставрации церкви Воскресения в Кадашах в Москве, либо использовали адаптированные формы современной им архитектуры, приспосабливая их, по возможности, к общим особенностям древней архитектуры реставрируемого здания, как это было, например, при реставрации в 1813 г. кремлевских башен в Москве, разрушенных или поврежденных во время наполеоновского нашествия. Руководимые общим стремлением восстановить, насколько это было в их силах, первоначальные художественные особенности реставрируемого здания и применяя при этом современные архитектурные формы, они как бы предвосхищали тезис аналитического метода о необходимости выделения вносимых элементов и деталей, хотя и делали это слишком примитивно.

Иногда, ставя себе задачей сохранение первоначальных архитектурных форм реставрируемого здания, последователи эмпирического метода прибегали к очень сложным и остроумным приемам и инженерно-техническим решениям. Так, при реставрации в первой половине XIX в. собора в городе Труа, во Франции, своды хоров, которые грозили обрушением, были подвешены к новым деревянным стропилам с помощью целой сети железных конструкций так, что каждый камень свода оказался подвешенным в специальном стремени. Позднее, когда развитие инженерной мысли предоставило архитекторам лучшие способы укрепления конструкций, своду этому была придана прочность без его разборки.