«Памятники архитектуры»

Реставрация арки Тита в XIX в.

Чтобы придать сохранившимся фрагментам арки Тита прочность и устойчивость, Валадье решил восстановить недостающие боковые части, что позволило одновременно вернуть сооружению его утраченный силуэт и общую форму. Эти работы Валадье провел подобно археологу, нашедшему в раскопках куски разбитой амфоры и проводившему укрепление, составление найденных остатков и восстановление общей формы, дополняя отсутствующие куски слоем глины, гипса или цемента, без повторения на них узоров и рисунков подлинника. Недостающие части арки были выполнены Валадье не из мрамора, как сохранившиеся подлинные, а из травертина и в них нарочито были опущены детали орнаментации.

Таким образом, Валадье сумел сохранить как подлинный документ истории все древние и дошедшие до нас элементы арки Тита. Он придал им прочность, что обеспечило их сохранность до наших дней. Вместе с тем он укрепил арку, добавив недостающие части по бокам, восстановил общую форму так, что лица, незнакомые с историей архитектуры, обычно даже не замечают границ доделки. Благодаря упрощенным обломам, лишенным своей порезки, и благодаря использованию другого материала Валадье, вместе с тем, достаточно ясно показал, где в здании части подлинные, а где новые.

Реставрация арки Тита в XIX в. много критиковалась сторонниками «художественных» методов реставрации за «грубость» форм в добавленных элементах, за то, что разный цвет и фактура материала в частях древних и в частях добавленных разбивают форму, вносят дробность впечатления и т. п. В начале XX в. эта реставрация была признана образцовой.