«Памятники архитектуры»

Влияние в реставрационной практике в Италии и России

Благодаря успешно проведенной реставрации, не допускавшей ни малейших домыслов, Беретти донес до наших дней все характерные черты сохранившихся элементов древней постройки XI в., как и все технические и художественные особенности кладки и деталей ее в такой мере, что и поныне этот памятник привлекает толпы посетителей, побуждает многих исследователей к его изучению. Всякая «художественная» реставрация киевских Золотых ворот, будь она в свое время проведена, безусловно, уничтожила бы подлинные их остатки, ничего не дала бы для науки и оказалась бы столь же бессмысленной, как и реставрация Десятинной церкви.

Беретти организовал и охранную зону памятника, сохранив холм, на котором стояли ворота, и оградил площадку ворот простой железной решеткой, которая тоже была выполнена им в стиле архитектуры того времени, но с таким вкусом, что это не вносит диссонанса в облик сооружения. Эта решетка ограждает Золотые ворота и сейчас.

Отмеченные здесь примеры были, разумеется, совершенно не характерны для общей картины реставрации архитектурных памятников в первой половине и середине XIX в. и лишь предвосхищали метод конца XIX и начала XX в.

Все же в двух странах, где археологи приобрели особенно большое влияние в реставрационной практике в Италии и России, очень многие работы уже во второй половине XIX в. производились не произвольно, а с учетом археологических требований.

В Италии в этом отношении особенно интересны работы по реставрации частично уцелевших зданий в Помпеях. Так, широко известный помпеянский дом Альбуция Цельса («Серебряной свадьбы»), открытый, правда, уже в начале 90-х годов XIX в. и тогда же реставрированный, был восстановлен с использованием значительного количества добавлений так, что проведенную реставрацию можно в известной мере считать целостной, т. е. проведенной по синтетическому методу.
Купить теплицы из поликарбоната в туле купить теплицу в туле из поликарбоната.