«Памятники архитектуры»

Дом Золотых амуров

Однако общая сдержанность, а главное, строгая обоснованность археологическим материалом всех проведенных здесь добавлений приближают эту реставрацию к работам уже аналитического метода. Другой известный помпеянский дом - дом Золотых амуров, реставрированный Джованни Фиорелли в 60-х годах XIX в., значительно больше отражает особенности синтетического метода, хотя и здесь сдерживающее влияние археологии сказалось на реставрационных работах очень сильно.

Вместе с тем в реставрационных работах в здании Стабианских терм в Помпеях, проведенных уже позднее, мы видим все характерные особенности развитого аналитического метода. Очень интересна в этом отношении юго-западная часть терм, где сохранившиеся стены одного из помещений только расчищены, отчасти укреплены, а над уцелевшей фреской устроено ограждение с отводом атмосферных осадков. Вместе с тем и северо-восточный портик, целиком восстановленный из руин в процессе реставрации, не получил каких-либо имитированных добавлений, характерных для синтетического метода. В восстановленных колоннах каждый отчетливо видит подлинные древние их фрагменты, лишь связанные для цельности общего впечатления вставками из другого материала, легко отличимыми и по цвету и по отсутствию на них соответствующей порезки.

Интересна в этом отношении также реставрация собора в городе Бари, также относящаяся уже к переходному периоду. Фасад собора, являющийся продуктом архитектуры раннего средневековья (XII- XIII вв.), получил, однако, ряд последующих наслоений разных столетий, кончая развитым барокко.