«Памятники архитектуры»

Развития владимирского и московского культового зодчества

Эти повышения и заполнения промеру между закомарами были выполнены по наблюдениям Никитина и Павлинова, из белого камня, т. е. относились к первоначальному периоду постройки, а образованные ими фронтоны имели карниз в форме гуська. Покрытие храма было не подводным, а устроено по деревянным стропилам (кроме глав), что подтверждается и летописными текстами о пожаре первоначальной части храма в 1185 г., где упоминается, что собор загорелся сверху.

Эти белокаменные фронтоны много раз чинились, в частности большие вычини были произведены на них в 50-х годах XVI в., когда все такие накладки и закладки из белого камня были заменены кирпичом. Еще позднее была произведена общая надкладка стен тоже кирпичом.

Позиция, занятая Н. В. Никитиным и А. М. Павлиновым, предлагавшими устранить лишь общую позднейшую накладку стен, но сохранить все кирпичные накладки и закладки, вызванные ремонтами первоначальных белокаменных фронтонов, была оспорена другими членами комиссии по руководству реставрационными работами, в том числе и И. Е. Забелиным. Последний считал наличие в отдельных фронтонах белокаменных надкладок и закладок случайным и, не отрицая наличия над закомарами кирпичных треугольных фронтонов, считал их позднейшими искажениями памятника. Он предлагал восстановить в Успенском соборе позакомарное покрытие его стен и сводов.

Принятое решение было направлено к целостной реставрации Успенского собора. Оно оказало определенное влияние на всю концепцию исторического развития владимирского и московского культового зодчества, которая поддерживается и в настоящее время.