«Памятники архитектуры»

Кирпичный шатер сооружения

С точки зрения чисто технической это, бесспорно, вносило значительные трудности в процесс производства работ, так как осложняло перевязку вычинок с древней кладкой. Вместе с тем эта особенность его метода в какой-то мере, хотя и не вполне логично, отвечала одному из основных принципов аналитического метода - о необходимости выделять особенностями материала реставрационные части от подлинных древних.

Из работ известного русского реставратора того времени В. В. Суслова, в которых уже проявились черты переходного периода, можно отметить реставрацию им небольшой часовни Федоровского монастыря города Переславля-Залесекого, расположенной у въезда в город (XVI - XVII вв.). Этот, бесспорно, очень интересный памятник древнерусской архитектуры Суслов реставрировал с большим размахом. Так, кирпичный шатер сооружения, пришедший в ветхость, он попросту разобрал и сложил вновь, прибегнув здесь к методам еще эпохи романтизма. Однако нижняя часть сооружения была реставрирована с большой осторожностью, так что и сейчас мы можем с достаточной ясностью различить в столбах часовни элементы ее древней кладки и ее первоначального декора. Возле памятника Суслов предполагал соорудить решетку, организовав, таким образом, его охранную зону. Эта решетка проектировалась им стилизованной под XVII в., т. е. здесь он опять стал на позиции последователя синтетического метода.

Бесспорно, к переходному периоду должна быть отнесена и нашумевшая реставрация П. П. Покрышкиным знаменитой церкви Спаса на Нередице XII в. близ Новгорода, в которой он, однако, как провозвестник нового метода, сохранил без колебаний луковичную главу своеобразной формы, относящуюся не ранее чем к концу XVI в.