«Памятники архитектуры»

Последователи научных методов реставрации

Словом, он не делал никаких попыток, столь частых, к сожалению, у последователей синтетического метода реставрации, к исправною «недостатков» древних частей сооружения. Вспомним, например, как «исправлял» Виолле ле Дюк подлинные пинакли XV в. на контрфорсах собора Парижской богоматери, заменяя их собственными, придуманными им по образцу аналогичных форм XIV в. и т. д.

П. П. Покрышкин бережно сохранил все особенности характерной клади домонгольского периода на здании церкви. В местах повреждения кладки он создавал как бы «нейтральный фон», который часто использовали последователи научных методов реставрации при восстановлении поврежденных произведений живописи. Он производил здесь обмазку стен церкви цементом с добавлением красителей и расшивкой цементной поверхности под швы подлинной кладки так, что общий характер стены, в особенности при взгляде издали, сохранялся. Зритель же, подошедший ближе, сразу и отчетливо мог отличить подлинную кладку XII в. от ремонтированных участков. Во всех этих случаях ремонта кладки никакого глубокого внедрения в тело древней кладки П. П. Покрышкин не допускал. В тех же случаях когда внешняя поверхность древней стены в основном сохранялась, он производил лишь укрепление выветрившегося раствора швов, производя частичную, местную намазку нового подобранного по цвету раствора.

П. П. Покрышкиным были сохранены на стенах различные отверстия, имевшие какое-либо историческое или археологическое значение, например, дыры от рештования.